Я — счастливчик. Про «Все свои!» мне рассказала знакомая. Ей звонили по ночам — она перезванивала днем и просила соединить с менеджером. Ей вежливо отвечали: «Спасибо за ваш звонок, всего доброго, до свидания».
Тысячи компаний, больших и маленьких, используют телефонный спам в целях продвижения своей продукции. Но «Все свои!» — абсолютный чемпион по назойливости и садизму. Не надо собирать фокус-группу, чтобы понять, что ночные звонки вызывают у людей только раздражение. Сложно поверить в то, что кто-то строит на этом рекламную кампанию. Может, это ошибка, или у них сбой в программе. А может, новое слово в рекламе — превращение ненависти в высокие продажи.
На сайте vse-svoi.ru написано, что эта сеть идеальных стоматологических клиник предлагает всевозможные услуги по доступным ценам. 12 клиник в Москве и 1 в Петербурге, расположены недалеко от метро и открыты без выходных с 8 утра до полуночи. На прием можно записаться, набрав номер круглосуточной телефонной линии, а также через интернет. На стоматологии, однако, дело не заканчивается — «Все свои!» предлагают услуги в области косметологии, пластической хирургии, а также в борьбе с облысением.
Бесплатная консультация
Я записался на прием не к стоматологу, а к трихологу: первая консультация бесплатная, а «остановка выпадения волос» стоит 150 р., согласно сайту.
Вежливая девушка-диспетчер обрадовала меня, сказав, что меня лично примет ведущий врач клиники и проведет ряд обследований, включая высокотехнологичную компьютерную диагностику моей лысины. Все бесплатно и ни к чему меня не обязывает.
У входа в клинику, на углу Земляного Вала и Николоямской улицы, стоит картонная худышка в минималистском бикини. Она рекламирует программу похудения «Все свои!» стоимостью в 3 000 р. и эффективностью в 10 кг. Программа включает в себя массаж, обертывания и озоновую терапию (магическая панацея от всех бед — от СПИДа до рака — была изобретена более 100 лет назад и запрещена в США и многих других странах, потому что имеет ужасные побочные эффекты, вплоть до инсультов).
Я зашел в тесную приемную клиники. Одна из пяти скучающих медсестер заполнила мою анкету и проводила на четвертый этаж по большой мраморной лестнице. Пока мы шли, медсестра рассказала мне о том, что сети клиник «Все свои!» уже 10 лет и что она, конечно, славится высочайшим профессионализмом. Девушка с гордостью заметила, что доктор, который меня примет, возглавляет Ассоциацию трихологов по СНГ. Она также вскользь поинтересовалась, не мучают ли меня боли в спине — в том же здании принимают хиропрактики, не говоря уже о косметологах и пластических хирургах.
Народная медицина
Высокая энергичная женщина под 40 с разбухшими от силикона губами провела меня в маленький кабинет, заваленный документами. Я сел на стул, женщина быстро глянула на мою лысеющую макушку. Больше она ничего не могла бы сделать, даже если б захотела, — в кабинете не было ни одного медицинского инструмента, не говоря уже о компьютере. Скорее это было похоже на кабинет бухгалтера — по всему кабинету были разбросаны договоры и счета.
— Вы, как я посмотрю, очень энергичный молодой человек. У вас страсть к женщинам, но вы недостаточно часто даете ей выход, — сказала она.
Я думал, что на меня посыплется град медицинских словечек, вроде андрогенная плешивость, дигидротестостерон и трансплантация волосяных фолликул. Вместо этого я услышал какую-то русскую народную сказку о сдерживаемых эмоциях и сексуальном напряжении.
Я сказал ведущему врачу, что хочу сделать трансплантацию собственных волос (которая входит в перечень услуг клиники, если верить сайту), на что получил ответ, что такие операции они не делают. «Нет никаких гарантий, что ваши волосы не выпадут после трансплантации. Природу нельзя побороть таким способом». Но используя натуральные средства для выправления гормонального дисбаланса, который и ведет к облысению, можно, оказывается, решить проблему на корню. К тому же операции по трансплантации стоят тысячи евро, а их курс лечения — всего одну. Двухмесячный курс, который они предлагали, состоял из массажа шеи, иглоукалывания и уколов в голову какой-то совершенно натуральной инъекции. Это похоже на классическую разновидность мошенничества — поманить одним, а предложить совсем другое. Кроме того, доктор врал. Пересаженные волосы практически не выпадают, потому что для этих целей используют волосы со спины, ног или даже задницы — а в этих местах фолликулы имеют стойкий иммунитет к особой разновидности тестостерона, который убивает волосы на голове у мужчин. Стоимость предложенного мне лечения — 38 593 рубля. Чуть больше, чем 150.
Книга жалоб
На сайте пациенты отзываются о клинике исключительно восторженно — по-другому и быть не может, на сайте не работает функция добавления отзывов. Но если порыться в интернете, вырисовывается совсем другая картина. На медицинских форумах обнаружилась целая армия людей, ненавидящих «Все свои!». Одни жалуются на круглосуточные телефонные звонки, другие — на вымогательство денег. Обычно пациенты обвиняют это заведение в том, что когда дело доходит до счета, он в два-три раза превышает названную изначально сумму. Пользователь aceituno на медицинском форуме forum.mosclinic.ru пишет, что ей вкололи потенциально смертельную дозу обезболивающего — в общей сложности 10 ампул — потому что стоматолог колол в неправильное место.
Абонент недоступен
Найти отдел маркетинга клиники «Все свои!» невозможно, есть только номер круглосуточной горячей линии. Я позвонил, представился журналистом, девушка попросила подождать, после чего аккуратно повесила трубку. Я перезвонил. В этот раз девушка записала мой телефон и сказала, что мне перезвонят, если посчитают нужным. Никто, конечно, нужным не посчитал. Я уже собирался заявиться в их офис, требуя встречи с менеджером, но тут на форуме общества защиты прав потребителей forum.ozpp.ru нашел то, что искал. Один из пользователей написал, что клиника принадлежит одному из крупнейших в России «аутсорсинговому call-центру» Wilstream. Сайт ripn.net (НИИ развития общественных связей) подтвердил эту информацию — домен был зарегистрирован в 2005 году компанией Wilstream Ltd. На сайте Wilstream написано, что компания была основана в 2003 году, имеет 200 операторских мест и операторы могут совершать 1 миллион звонков в день — и это не считая звонков роботов. Среди клиентов — Gillette, «Мегафон», Danone, Chevrolet. По офисному телефону меня соединили с директором по маркетингу. Мне так и не удалось выяснить, как зовут эту девушку, — она оборвала разговор, как только поняла, что я вынюхиваю про «Все свои!». Однако она успела подтвердить, что Wilstream занимается телемаркетинговой кампанией сети «Все свои!», после чего сказала, что занята, и попросила прислать вопросы по электронной почте.
— У вас не найдется даже минуты, чтобы поговорить со мной по телефону? — спросил я.
— У меня нет времени, и мне не нравится, когда люди звонят и вторгаются в мое личное пространство.
— Я вас правильно понял, что директор по маркетингу телемаркетинговой компании не любит, когда ей звонят?
— Я очень занята, я кладу трубку.
Я отправил ей вопросы и ответа не получил.
Тотальный дозвон
В России, в отличие от, например, США, нет ничего похожего на Federal Do Not Call Registry — списка телефонов, по которым запрещено звонить в рекламных целях. Но есть закон «О рекламе» 2006 года, где во втором параграфе восемнадцатой статьи черным по белому написано: «Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки)». Таким образом, не только Wilstream, но и сотни других телемаркетинговых компаний откровенно нарушают закон.
Я набрал номер одной из больших телемаркетинговых кампаний — IVOX Сontact Center, меня соединили с менеджером Светланой. Я представился пиар-менеджером сети секс-шопов Free Love, который хотел бы раскрутить с их помощью свои магазины. Менеджер рассказала, что, вообще-то, IVOX работает с большими мультинациональными корпорациями, например, «Майкрософт» — один из их клиентов. Но несмотря на это, она не была слишком щепетильной: «Мы очень заинтересованы в сотрудничестве с вами. Мы всегда рады расширению нашей клиентской базы».
Менеджер Светлана спокойно отнеслась к тому, что текст телефонного сообщения может содержать порнографию: «В качестве пиар-хода это может быть очень интересно. Даже если автоответчик попадет на бабушку, эта бабушка обязательно дослушает его и вполне вероятно, что она запишет номер телефона и название компании, возможно, выйдет на лавочку и расскажет другим бабушкам, и они расскажут своим детям — и, может, они заинтересуются».
— А вы уверены, что у нас не будет никаких проблем с законом? Мы же не одежду продаем. А что если дети подойдут к телефону? — спросил я.
Она не видела в этом никакой проблемы — главное, чтобы в тексте сообщения не было мата и оскорблений. Она только упомянула о каком-то законе, запрещающем телемаркетинговые звонки позже 10 вечера. В остальном никаких препонов. 50 тысяч телефонных звонков, двухминутное сообщение, 112 тысяч рублей. Для начала мне нужно было записать сообщение и достать телефонную базу. Она сказала, что самое простое — купить ворованную базу на Горбушке или каком-нибудь другом рынке.
— А разве это законно? — наивно спросил я.
— Ну мы же оба понимаем, в какой стране живем, — ответила она.
Я спросил, удаляют ли они из базы телефоны людей, которые жалуются на звонки. Выяснилось, что IVOX не занимается подобными мелочами. Менеджер сказала, что это заботы телефонных провайдеров — МГТС, Ростелекома и других. Она путалась в деталях, но была уверена, что это их дело — вычеркивать номера своих клиентов из баз, которые они продают телемаркетинговым компаниям. Но дело в том, что компании довольно редко получают эти базы легально.
Выхода нет
«Эти телефонные звонки — вторжение в частную жизнь. Это то же самое, что повесить гигантский билборд напротив ваших окон без вашего разрешения», — говорит Олег Фролов, юрист из Общества защиты прав потребителей. Теоретически ничто не мешает людям подать в суд на телемаркетинговую компанию. Но на практике выиграть дело почти невозможно. Во-первых, довольно проблематично собрать достаточное количество доказательств. Надо записывать каждый телефонный звонок, определять номер звонящего (c помощью определителя номера), а потом доказывать, что номер принадлежит определенной компании. Кроме того, в суде нужно представить копии ваших жалоб, направленных в компанию. Все это сложнее, чем кажется, особенно если учитывать тот факт, что звонят они всегда неожиданно".
Комментариев нет:
Отправить комментарий